Задать вопрос
16 января 2019

В 2019 г. ОАО «Пензадизельмаш» будет отмечать 70-летие своего предприятия. Созданный в короткое время практически «с нуля», завод вскоре стал одним из ведущих в стране производителей дизелей, турбокомпрессоров и другой техники, по ряду показателей находящейся на уровне лучших мировых образцов. Публикуемый материал знакомит с историей и сегодняшним днем предприятия.

Годы становления и развития

После окончания Великой Отечественной войны перед советским государством встала задача — в кратчайший срок ликвидировать ее последствия: восстановить народ-ное хозяйство, укрепить Советскую Армию и Военно-морской флот. По этой причине по личному указанию И.В. Сталина 8 ноября 1948 г. Совет Министров СССР принял постановление № 4176-1673сс о строительстве в г. Пенза машиностроительного завода по выпуску главных судовых дизелей типов 30Д, 33Д и 37Д мощностью по 2000 л.с. для подводных лодок, морских охотников и других судов Военно-морского флота в целях борьбы с американскими подводными лодками. Согласно этому постановлению заводу было присвоено кодовое название «За-вод № 243».

Завод начал строиться с 1 июля 1949 г., его возведение было поручено Пензенскому строительному тресту № 48. На окраине города, на практически пустынной и заболоченной местности, вскоре возник новый промышленный пейзаж.

В дальнейшем соответствующим постановлением Совета Министров СССР и приказом по Министерству транспортного машиностроения СССР (№ 162 от 03.07.1956 г.), в состав которого входил завод, была определена специализация предприятия — производство среднескоростных дизелей типа Д50 (6ЧН31,8/33) мощностью 1000 — 1200 л.с. для железнодорожного и водного транспорта страны. С начала своей деятельности завод был и остается единственным в стране предприятием, производящим дизели типа Д50.

В декабре 1956 г. Пензенский завод № 243 был переименован в Пензенский дизельный завод. Важным событием весны 1957 г. стало начало пуско-наладочных работ на испытательной станции по вводу оборудования в эксплуатацию, а также начало сборки двух первых судовых дизелей Д50С. Первый дизель-генератор Д50С был выпущен 26 апреля 1957 г. и принят Балтийской инспекцией морского регистра СССР, всего в 1957 г. выпущено 64 дизель-генератора.

Большие и ответственные задачи были поставлены перед заводом при переводе железнодорожного транспорта с паровой тяги на тепловозную. В установленные сроки завод оснастил маневровые тепловозы, идущие на замену паровозам, пензенскими дизель-генераторами. В настоящее время на железных дорогах Российской Федерации и стран СНГ курсирует около 8000 тепловозов, оборудованных дизель-генераторам 1-ПДГ4Д.

С 1959 г. Пензенский завод организовал и освоил производство турбокомпрессоров для наддува дизелей. Серийный выпуск турбокомпрессоров на заводе начали в 1962 г. Они поставляются всей отрасли дизелестроения и предприятиям, эксплуатирующим дизели.

В основную дизельную продукцию завода входят также водяные и масляные насосы, эластичные муфты, анти-вибраторы, валоповоротные механизмы, поршни и другие изделия, поставляемые для комплектации дизелей типов Д100 и Д49. Начиная с выпуска первых изделий, Пензенский дизельный завод освоил производство 112 модификаций, разработанных специалистами Специального конструкторского бюро турбонагнетателей (СКБТ) турбокомпрессоров десяти типоразмеров для 92-х типов дизелей и газовых двигателей, выпускаемых предприятиями отрасли дизелестроения.

Более 40 лет завод поставляет свою продукцию на экс-порт. В 1963 г. заводу поручили изготовить для Брянского машиностроительного завода 40 дизель-генераторов ПД1 для оснащения тепловозов, предназначенных к отправке в Республику Куба.

Коллектив завода впервые столкнулся с такой задачей. Высокие требования к узлам и деталям дизель-генератора, эксплуатирующегося в тропических условиях, привели к значительным изменениям в существующей технологии, а в большинстве случаев — к разработке новых технологических процессов. а заводе была проделана большая работа по подготовке технической документации и перевооружению производства. Трудоемкость изготовления дизель-генераторов для Кубы возросла почти в 2 раза. Дизель-генераторы были изготовлены и отправлены   заказчику в срок.

В дальнейшем модификации дизель-генераторов поставлялись на экспорт с тепловозами в различные страны до 1998 г. в КНДР, на Кубу, в Сирию, Монголию, Болгарию, Польшу, Югославию, Гвинею, Нигерию и другие страны было поставлено свыше 800 дизель-генераторов. Продукцию ОАО «Пензадизельмаш» можно встретить в 60 странах мира, где она пользуется высокой репутацией, в том числе в Англии, Бельгии, Италии, Голландии, Индии, Испании, Франции, на Филиппинах и т.д.

В 1971 г. конструкторы завода на базе дизеля Д49 создали новые модификации дизель-генераторов — 17ДГ (мощностью 1200 л.с.) и 18ДГ (1500 л.с.), превышающие по ряду технико-экономических параметров дизели типа Д50.

Пензенские дизель-генераторы и турбокомпрессоры неоднократно демонстрировались на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства СССР. За разработку и внедрение в производство дизель-генератора 18ДГ и ряда модификаций турбокомпрессоров заводу в 1973 г. был вручен диплом ВДНХ. А в июне 1973 г. дизель-генератору ПДГ1М был присвоен Государственный Знак качества.

Указом Президента Российской Федерации от 9.10.1996 г. № 1355 ОАО «Пенздизельмаш» включено в перечень акционерных обществ, производящих продукцию, имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности страны. За годы рыночных реформ завод не потерял своего значения как ведущего предприятия тяжелого машиностроения, работает стабильно и без остановок, сохранена численность работающих. С 2004 г. ОАО «Пензадизельмаш» входит в состав АО «Трансмаш-холдинг» — крупнейшего в России производителя техники для железнодорожного и городского рельсового транспорта. Компания входит в число крупнейших в мире производителей рельсовой техники. АО «Трансмашхолдинг» является ядром группы, создающей современный комплексный транспортный продукт, который включает в себя разработку и выпуск подвижного состава; его обслуживание, ремонт и модернизацию; цифровые технологии в производстве и эксплуатации; системы управления движением.

Ключевая задача — оставаться ведущим отечественным производителем турбокомпрессоров

Разработка и внедрение новых решений нацелены на выпуск конкурентоспособной продукции высокого качества, которая позволяет предприятию быть одним из ве-дущих производителей турбокомпрессоров.

Так, в 2018 г. специалистами ФГУП «ВИАМ» и конструкторами ОАО «Пензадизельмаш» разработана технология сборки-сварки валов роторов турбокомпрессоров с применением электронно-лучевого способа на современном автоматизированном оборудовании. Сварке подвергаются полувалы из стали и диск из высокопрочного жаростойкого сплава на никелевой основе.

По окончанию отладки данной технологии в ФГУП «ВИАМ» проведены испытания образцов на прочность сварного шва и изготовлен вал ротора для проведения стендовых испытаний в составе турбокомпрессора. Результаты испытаний образцов показали высокую прочность сварного соединения, а типовые испытания турбокомпрессора подтвердили целесообразность внедрения данной технологии. Она позволяет повысить качество и надежность как ротора, так и турбокомпрессора в целом.

Также в 2018 году была разработана и проверена испытаниями новая конструкция подшипников для турбокомпрессоров 32-й серии с применением втулок, на внутренней поверхности которых выполнены конструктивные клинья. В отличие от стандартных цилиндрических втулок, клинья в новой конструкции изменяют характер течения смазки и уменьшают вихревые силы, тем самым подавляя автоколебания ротора во внутреннем зазоре, повышая впоследствии надежность работы узла. Новая конструкция втулок полностью взаимозаменяема со штатно установленными.

В ближайшие годы специалистам ОАО «Пензадизельмаш» предстоят разработка и постановка на производство турбокомпрессоров для перспективных дизельных двигателей Д200, Д300, Д500 производства ОАО «Пензадизельмаш» и ОАО «Коломенский завод», область применения которых — магистральные и маневровые тепловозы, энергетические установки и т.д.

Также турбокомпрессоры могут быть использованы для других дизелей отечественной и зарубежной постройки мощностью 1000 — 4000 кВт и применяться как в новой постройке, так и в качестве запасных частей для дизелей, находящихся в эксплуатации.

Кроме того, планируются создание и постановка на производство новых типоразмеров турбокомпрессоров с радиальной газовой турбиной и получение аналогов для замещения импортных турбокомпрессоров. И наконец, главная задача — обеспечение дальнейшего развития турбокомпрессорного производства с увеличением выпуска турбокомпрессоров на ОАО «Пензадизельмаш».

При разработке новых конструкций используется опыт проектирования и изготовления турбокомпрессоров ОАО «Пензадизельмаш», а также результаты научно-исследовательской работы, проведенной в рамках федеральной целевой программы в 2011 — 2015 гг. По результатам этой работы были созданы и испытаны конструкции экспериментальных образцов агрегатов наддува с применением в серийном производстве технических решений, повышающих качество, характеристики и надежность выпускаемой продукции.

Создание экспериментальных образцов и их испытания на безмоторном стенде запланированы на второе полугодие 2019 г., завершение работы с выпуском промышленной партии — на начало 2021 г.

Жесткая конкурентная борьба на мировом рынке дизелестроения, требования заказчиков по дальнейшему снижению расходов топлива и масла, требования природоохранных органов по снижению в выпускных газах вредных выбросов — все это выводит на первый план в дизелестроении требования по повышению уровня форсировки рабочего процесса, повышения энергетических, экономических и экологических показателей двигателей.

Тенденции развития дизелестроения требуют создания турбокомпрессоров с уровнем КПД 0,65 — 0,7 на среднеэксплуатационных режимах и с максимальной степенью повышения давления до 5 — 6.

Важен вклад каждого сотрудника

2018 год стал насыщенным в жизни ОАО «Пензадизельмаш»: благоустраивалась территория, велись работы по модернизации сборочного цеха и улучшению бытовых условий рабочих, продолжается создание парковочных мест для личного автотранспорта, проведена инвентаризация НЗП.

Кроме того, на предприятии произошли важные организационные изменения: все ремонтные службы завода объединены в ремонтно-механическом цехе, а также систематизирован учет запчастей и комплектующих. Уже сейчас виден положительный эффект от перемен: повысились скорость и качество проводимого ремонта благо-даря мобильности бригад.

На данный момент руководство предприятия прорабатывает задачи на среднесрочную перспективу: ОАО «Пензадизельмаш» планирует выйти на объем производства до 280 дизелей. Наращивание производства потребует увеличения численности сотрудников, а также мобилизации всех имеющихся ресурсов.

Производство дизельных двигателей к 2020 г. увеличится вдвое

На очередном заседании Экспертного совета Фонда развития промышленности одобрен для финансирования проект ОАО «Пензадизельмаш» «Приобретение оборудования для развития производства и ремонта дизельных двигателей».

Инвестиционная фаза проекта составляет три года (2018 — 2020 гг.). Проект можно разделить на два этапа. Основной задачей первого является развитие производства дизельных двигателей путём приобретения нового оборудования и реконструкции производственных площадей с организацией поточных линий сборки. Ключевая задача второго этапа — увеличение производственных мощностей по ремонту дизелей через создание специализированных участков разборки и сборки двигателей, ремонта комплектующих.

В рамках первого этапа (2018 — 2019 гг.) планируется закупка в цех механической обработки шести современных высокопроизводительных обрабатывающих центров для обработки ключевых компонентов двигателей. Пред-стоят строительно-монтажные работы в сборочном цеху, организация, технологическая подготовка и запуск поточной линии сборки дизельных двигателей.

Организация сборочных линий с использованием инструментов бережливого производства даст возможность увеличить выпуск продукции, минимизировать потери, снизить трудоёмкость, уменьшить запасы и в целом повысить качество выпускаемой продукции. Приобретаемое современное оборудование позволит обеспечить выпуск ключевых компонентов дизельных двигателей в необходимом объеме. В результате реализации проекта предприятие планирует выйти на объем производства до 280 дизелей, что в среднем в два раза выше, чем в предыдущие периоды.

При содействии АО «Трансмашхолдинг» на ОАО «Пензадизельмаш» разработан и утвержден План мероприятий по внедрению инструмента производственной системы холдинга «Эталонная линия» сборочной линии турбо-компрессоров 32-й серии. «Эталонные линии» — это основные крупноузловые сборочные линии, работа которых сбалансирована между собой и выстроена как поточная линия с необходимым тактом. Ритмичность эталонных линий является основным индикатором, отображающим работу завода в целом.

До июня 2019 г. на ОАО «Пензадизельмаш» будет введена в эксплуатацию «Эталонная линия» сборочной линии турбокомпрессоров серии ТК32 (применяются на тепловозах 2ТЭ25КМ, 2ТЭ116У, 2ТЭ116, ТЭ10МК, М62). Для стандартизации единого подхода к реализации «Эталонных линий» на всех предприятиях Трансмашхолдинга разработаны 14 критериев-требований:

  • балансировка линии проведена;
  • последовательность выполнения операций определена;
  • последовательность выполнения операций сделана по каждому оператору;
  • закрепление операторов за постами;
  • закрепление мастеров за постами;
  • 100%-ное внедрение системы вытягивания для деталей класса А;
  • комплексная поставка 100 % в надлежащей упаковке;
  • двойной контейнер 100 % деталей класса С;
  • 100%-ный самоконтроль в соответствии с планом контроля;
  • измеряется соотношение времени, отведенного на выполнение операции, на время, потраченное оператором (фактическое время) на уровне автономной команды/мастера/линии;
  • для каждого продукта на уровне линии измеряется соотношение: время рабочих, проведенное на линии (с учетом переработок), к количеству выпущенных продуктов;
  • проведен анализ эргономики, внедрены 10 улучшений;
  • внедрение QRQС;
  • установлен стенд по внедрению инструментов бережливого производства.

В почти 70-летней истории завода, как в капле воды, отразились годы послевоенного восстановительного периода страны, становления и развития отечественных промышленных предприятий. Сегодня коллектив завода продолжает работать над повышением качества и надежности выпускаемой продукции, над созданием и освоением производства инновационной дизельной техники.


Источник: журнал "Локомотив"



КОНТАКТЫ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Адрес: 440034, г. Пенза, ул. Калинина, 128 «А»

Тел.: +7 (8412) 36-92-71, +7 (8412) 36-92-70

e-mail: pressa@pdmz.ru


РЕГЛАМЕНТ

обработки запросов средств массовой информации и частных лиц (блогеров) на проведение фото-, видеосъемок, радиоэфиров на территории АО «Пензадизельмаш»

1. Запросы необходимо направлять на официальную электронную почту отдела по внешним связям и стратегическим коммуникациям АО «Пензадизельмаш» (ОВСиСК) - pressa@pdmz.ru.

2. Запросы, касающиеся деятельности предприятия, необходимо направлять в ОВСиСК.

3. Запросы принимаются в свободной форме; суть дела должна быть изложена ясно и кратко; вопросы к компании сформулированы четко.

4. Реакция на запросы СМИ регламентируется Законом от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" в действующей на момент подачи запроса редакции.

5. Для проведения фото- и видеосъемок необходимо оформить заявку по установленной форме. Заявка от имени СМИ должна быть оформлена на бланке организации и подписана ответственным лицом.

6. Фото- и видеосъемка на официальных мероприятиях АО «Пензадизельмаш» осуществляется представителями средств массовой информации на основании аккредитации.

7. В случае, если заявка на фото- или видеосъемку подается иностранным средством массовой информации, то к ней прилагается копия карточки спецкорреспондента иностранного средства массовой информации, выданной Министерством иностранных дел Российской Федерации. Если заявка подается иностранным физическим или юридическим лицом, не имеющим аккредитации Министерства иностранных дел Российской Федерации, то к ней прилагаются копии паспортов и виз всех участников съемок.

8. Срок рассмотрения заявки составляет 3 рабочих дня для граждан России и 7 рабочих дней для иностранных граждан. В случае необходимости срочного проведения фото- или видеосъемки, заявка может быть рассмотрена в особом порядке.

9. В случае поступления запроса со стороны представителей ОВСиСК, необходимо представить паспортные данные съемочной группы, водителя, список вносимого на территорию предприятия оборудования, информацию о марке и номере автомобиля.

ФОРМА ЗАЯВКИ на проведение фото-, видеосъемки, радиоэфиров на территории предприятия АО «Пензадизельмаш» СКАЧАТЬ